Как инфраструктурные проекты влияют на мнение и доверие граждан к органам власти?

17 февраля 2020
Как инфраструктурные проекты влияют на мнение и доверие граждан к органам власти?  

В Нижнем Новгороде был проведен социологический опрос, чтобы определить наиболее заметные темы жизни горожан в 2019 году. Любопытно, что наиболее яркими событиями стало благоустройство общественных территорий и появление «умных» остановок общественного транспорта.

При этом изменения в благоустройстве отмечали чаще всего жители города в возрастных группах 18-25 и 25-35 лет со средним уровнем доходов, а новые остановки — жители от 36 лет и старше с доходами ниже и выше среднего уровня. По-моему, получился очень наглядный срез целевых аудиторий инфраструктурных проектов.

Реакции жителей на появление «умных» остановок также может говорить о растущем спросе на развитие общественного транспорта, особенно в части поиска оптимальных схем движения и комфортности проезда.

Наглядный пример негативной реакции – возмущение жителей Курска, где мэрия предложила несколько возможностей развития трамвайной системы на отдельном маршруте. Варианты были следующие: «расширить автодорогу, убрав трамвайные пути»; «вместо трамвайных путей организовать велодорожки и озеленение»; «демонтировать трамвайные пути, увеличить количество автобусов/троллейбусов по выделенной полосе»; «оставить без изменений»; предложить «свой вариант в комментариях». Отсутствие предложения по модернизации системы общественного транспорта вызвал шквал негатива и едких комментариев. В итоге большинство предпочло вариант «оставить без изменений», то есть пусть будет плохой трамвай, но все же будет. Учитывая, что опрос проводился через соцсети, то большинство респондентов точно были не бабули, принципиально не желающие что-либо менять.

Иногда я слышу от сотрудников региональных администраций «общественный транспорт – это проблема мэрии», но население, как правило, не разделяет, кто именно несет ответственность за создание и модернизацию объектов инфраструктуры. Ожидания людей связаны с качеством городской среды и в целом показывают консолидированное отношение к власти.

Управляющий партнер Стратегической группы «Гиперион»,
Координатор «Инфраструктурного клуба» (InfraClub)