Общественные риски за бюджетный счёт

8 января 2019

Оператор строящейся системы весогабаритного контроля «Платон» получит компенсацию от государства, если его работа будет сопровождаться акциями протеста. Все простои системы из-за митингующих будут оплачиваться из бюджета, об этом сообщают Ведомости.

Напомним, что в 2017 году прошли массовые акции протестов дальнобойщиков, которые перекрывали трассы и призывали расторгнуть концессионное соглашение по проекту «Платон». В этот раз компания «РТ-инвест транспортные системы» (РТИТС) может стать концессионером проекта системы автоматического весогабаритного контроля (АСВГК), в рамках которого предполагается развёртывание 387 пунктов контроля на федеральных трассах (сбора с перегруженных грузовиков) до 2024 года.

Общественные активисты и лидеры профсоюзов уже заявили, что вероятность возникновения общественных протестов велика. Именно поэтому РТИТС хочет переложить материальную ответственность за возникновение митингов, демонстраций, собраний, шествий, даже санкционированных, но препятствующих строительству или работе системы на концедента.

В последние пару лет происходит серьёзное усиление общественных рисков, связанных с реализацией инфраструктурных проектов. Всевозможные активисты и контрольно-надзорные органы стали пристальнее следить за ГЧП. Как правило, контроль возникновения и минимизация ущерба от общественных и информационно-коммуникационных рисков возлагается на публичного партнера, однако мы уже неоднократно видели, как концедент не справлялся со своими обязательствами, что негативно сказывалось на проектах и их участниках.

На мой взгляд, в РТИТС нашли действительно хороший способ стимулирования публичного партнёра эффективнее справляться со взятыми на себя обязательствами, и, что не мало важно, сделали это элегантно. Несколько мыслей по этому поводу:

  • Ответственность публичных партнёров за неудачи в информационном пространстве станет измеримой. Каждая неудача будет караться рублём. Значит, будут появляться бюджеты, специалисты и потребность в соответствующих компетенциях.
  • Работать с несогласными будут жёстче. Административный ресурс будет задействован на полную мощность. Опасение вызывает, что административная машина не станет выстраивать профессиональные коммуникации с лидерами мнений, а начнёт защищаться знакомым ей запретительным способом. С одной стороны, участники рынка инфраструктурных проектов выиграют, так как останется меньше поводов для беспокойства, но, с другой стороны, гражданское самосознание ещё глубже затолкают в бочку, где оно продолжит набирать критическую массу.
  • Количество шуток над проектами будет расти вместе с ошибками публичного партнёра. В России в настоящее время крайне мало специалистов, которые понимают специфику связей с общественностью при реализации масштабных социально значимых проектов с государственным участием.
  • Скорее всего, юридическое закрепление за публичной стороной измеримой ответственности за наступление общественных и политических рисков в инфраструктурных проектах станет определённым трендом и будет распространяться не только на федеральные концессии, но и спустится на региональный и муниципальный уровень.
Назад в блог

Автор: