Общественные риски за бюджетный счет

08 января 2019
Общественные риски за бюджетный счет  

Оператор строящейся системы весогабаритного контроля "Платон" получит компенсацию от государства, если его работа будет сопровождаться акциями протеста. Все простои системы из-за митингующих будут оплачиваться из бюджета, об этом сообщают Ведомости.

Напомним, что в 2017 году прошли массовые акции протестов дальнобойщиков, которые перекрывали трассы и призывали расторгнуть концессионное соглашение по проекту "Платон". В этот раз компания «РТ-инвест транспортные системы» (РТИТС) может стать концессионером проекта системы автоматического весогабаритного контроля (АСВГК), в рамках которого предполагается развертывание 387 пунктов контроля на федеральных трассах (сбора с перегруженных грузовиков) до 2024 года.

Общественные активисты и лидеры профсоюзов уже заявили, что вероятность возникновения общественных протестов велика. Именно поэтому РТИТС хочет переложить материальную ответственность за возникновение митингов, демонстраций, собраний, шествий, даже санкционированных, но препятствующих строительству или работе системы на концедента.

В последние пару лет происходит серьезное усиление общественных рисков, связанных с реализацией инфраструктурных проектов. Всевозможные активисты и контрольно-надзорные органы стали пристальнее следить за ГЧП. Как правило, контроль возникновения и минимизация ущерба от общественных и информационно-коммуникационных рисков возлагается на публичного партнера, однако мы уже неоднократно видели, как концедент не справлялся со своими обязательствами, что негативно сказывалось на проектах и их участниках.

На мой взгляд, в РТИТС нашли действительно хороший способ стимулирования публичного партнера эффективнее справляться со взятыми на себя обязательствами, и, что не мало важно, сделали это элегантно. Несколько мыслей по этому поводу:

  • Ответственность публичных партнеров за неудачи в информационном пространстве станет измеримой. Каждая неудача будет караться рублем. Значит, будут появляться бюджеты, специалисты и потребность в соответствующих компетенциях.
  • Работать с несогласными будут жестче. Административный ресурс будет задействован на полную мощность. Опасение вызывает, что административная машина не станет выстраивать профессиональные коммуникации с лидерами мнений, а начнет защищаться знакомым ей запретительным способом. С одной стороны, участники рынка инфраструктурных проектов выиграют, так как останется меньше поводов для беспокойства, но, с другой стороны, гражданское самосознание еще глубже затолкают в бочку, где оно продолжит набирать критическую массу.
  • Количество шуток над проектами будет расти вместе с ошибками публичного партнера. В России в настоящее время крайне мало специалистов, которые понимают специфику связей с общественностью при реализации масштабных социально-значимых проектов с государственным участием.
  • Скорее всего юридическое закрепление за публичной стороной измеримой ответственности за наступление общественных и политических рисков в инфраструктурных проектах станет определенным трендом, и будет распространяться не только на федеральные концессии, но и спустится на региональный и муниципальный уровень.

Управляющий партнер Стратегической группы «Гиперион»,
Координатор «Инфраструктурного клуба» (InfraClub)