«Инфраструктурный тест-драйв» проектов ГЧП в сфере рельсового транспорта

В РОССИИ ВПЕРВЫЕ ОБСУДИЛИ ПЕРСПЕКТИВЫ ГЧП В ОТНОШЕНИИ ТРАМВАЙНЫХ СИСТЕМ

21 ноября 2017 года в Москве прошёл «Инфраструктурный тест-драйв» проектов ГЧП в сфере городского наземного рельсового транспорта. Организаторами мероприятия выступили Сообщество профессионалов рынка инфраструктурных проектов «Инфраструктурный клуб» (InfraClub) и один из ведущих юридических консультантов проектов ГЧП в России – адвокатское бюро «Качкин и Партнёры».

Впервые на одной площадке собрались представители финансово-банковского сообщества (Газпромбанк, Сбербанк России, ВТБ Капитал, Евразийский банк развития), компаний-поставщиков подвижного состава (ПК «Транспортные системы», «Трансмашхолдинг», Штадлер), строительных, научных и консалтинговых организаций с главной целью – ответить на вопрос «Как реализовывать проекты ГЧП в наземном рельсовом транспорте?» и, прежде всего, в отношении городских трамвайных систем.

Упадок трамвая в России в целом не соответствует мировой тенденции, свидетельствующей о его активном развитии. Ведь трамвай является не только самым экономичным, но и наиболее экологичным и быстрым видом городского наземного транспорта. Отрицательный тренд должен смениться активным притоком частных инвестиций и компетенций в эту сферу. Именно об этом говорилось на последнем Госсовете по транспорту в Ульяновске 22 сентября 2017 года. Уже более 10 российских городов обозначили в своей инфраструктурной повестке необходимость подготовки проектов по развитию трамвайных сетей с привлечением внебюджетных источников, однако до сих пор так и не смогли выйти на этап реализации.

С целью определения «болевых точек» проектов по модернизации городских трамвайных систем руководитель практики по инфраструктуре и ГЧП «Качкин и Партнёры» Денис Качкин представил исследование «Оценка перспектив развития ГЧП в городском наземном рельсовом транспорте», которое обозначило смысловой вектор дискуссии. В рамках исследования были рассмотрены вопросы текущего состояния трамвайной системы, особенности законодательного регулирования, специфика финансирования инфраструктурных проектов и тарифообразования. Итогом стала презентация доступных организационно-правовых моделей для реализации инвестиционных проектов по строительству и реконструкции городской трамвайной сети, а также «дорожная карта» подготовки проекта.

Особый интерес среди участников мероприятия вызвал тест-драйв инвестиционных инициатив по строительству и реконструкции муниципальных трамвайных систем Ульяновска и Екатеринбурга. Специально для «Инфраструктурного тест-драйва» было сформировано жюри, состоящее из руководителей крупнейших инфраструктурных банков и фондов, а также действующих экспертов и концессионеров релевантных проектов. Члены жюри активно высказывали своё мнение об экономической обоснованности и инвестиционной привлекательности продемонстрированных проектов.

В итоге заседания участники дискуссии сошлись во мнении, что за модернизацией городских трамвайных систем – будущее, но для появления подобных инициатив нужно повышать эффективность взаимодействия между частным инвестором и муниципальными органами власти, при этом не забывая о грамотном структурировании проектов.

Реализованные проекты