Открытый диалог «ФАС против платы концедента»

В обсуждении позиции Федеральной антимонопольной службы (далее – ФАС) в отношении концессий с платой концедента в рамках открытого диалога приняли участие ведущие эксперты и консультанты, профессиональные инфраструктурные инвесторы, лидеры в сфере реализации и управления проектами государственно-частного партнёрства, руководители органов власти Российской Федерации.

В ходе дискуссии участники «открытого диалога» обсудили позицию антимонопольного ведомства в отношении применения вышеуказанного платёжного механизма. Также была поднята тема перспектив уже реализующихся проектов с платой концедента и возможности предоставления юридической защиты концессионных бизнес-моделей проектов.

Участники «открытого диалога» отмечают важность формирования единого мнения экспертного сообщества в отношении позиции ФАС в целях сохранения благоприятного инвестиционного климата в Российской Федерации и развития инфраструктуры. Участники дискуссии пришли к единодушному мнению о том, что:

  • Концессионное соглашение с платой концедента может (при соблюдении прочих требований закона) содержать условие о (1) принятии на себя концедентом части расходов на создание, реконструкцию объекта соглашения (условие о выплате капитального гранта), а также о (2) выплате платы концедента, средства которой идут на покрытие операционных затрат проекта и возврат инвестиций концессионера (с учётом доходности) при принятии концессионером риска их невозврата (полного или частичного) вследствие недостаточной эффективности его деятельности.
  • Плата концедента предусмотрена положениями ФЗ «О концессионных соглашениях» и используется в тех проектах, условия которых не позволяют инвестору получить достаточный денежный поток за счёт взимания платы за пользование объектом (оказания услуг с использованием объекта) с третьих лиц (потребителей). В этом случае, поскольку инвестор не может возместить расходы, понесённые им на создание (эксплуатацию) объекта, за счёт деятельности с его использованием, концедент принимает меры к поддержке проекта путём выплаты платы концедента.
  • Бизнес-сообщество единодушно не может согласиться с позицией ФАС о том, что использование механизма концессии с платой концедента c полным, а не частичным несением концедентом расходов по созданию и эксплуатации объекта соглашения не соответствует положениям первого предложения ч. 13 ст. 3 Закона о концессиях.
  • Бизнес-сообщество единодушно не может согласиться с позицией ФАС о недопустимости установления требований к опыту (в том числе специфическому) участников конкурсов на право заключения концессионных соглашений. В ряде случаев реализация данной позиции может привести к обратному эффекту, когда участники рынка, заинтересованные в формировании консорциума и участии в конкурсе, будут вынуждены отказываться от проекта, опасаясь конкуренции со стороны недобросовестных участников.

Для обеспечения дальнейшей эффективной работы по решению проблем реализации инфраструктурных проектов участники «открытого диалога» считают необходимым внести следующие предложения:

  1. Выразить единодушную поддержку позиции Госкомитета республики Башкирии.
  2. Запросить методические разъяснения вопроса о допустимости использования платы концедента в концессионных проектах в Минэкономразвития России.
  3. Сформировать единый подход экспертного сообщества к квалификационным требованиям на этапе предварительного отбора концессионных конкурсов, учитывающий международную практику и использование в концессионных проектах специальных проектных компаний, и обратиться к Минэкономразвития России с предложением о подготовке методических разъяснений по данному вопросу.
  4. Обратиться в ФАС России с предложением организовать совместно с участниками «Инфраструктурного клуба» диалог, целью которого будет являться сближение позиций ФАС России и участников рынка государственно-частного партнёрства и выработка единообразных подходов к применению законодательства о концессионных соглашениях.

Реализованные проекты