Открытый диалог «ФАС против платы концедента»

Открытый диалог «ФАС против платы концедента»

Реализованные в рамках проекта задачи:

  • формирование концепции мероприятия;
  • техническая организация мероприятия;
  • приглашение и обеспечение явки спикеров;
  • проведение рекламной кампании мероприятия;
  • подготовка презентационной, сувенирной и полиграфической продукции;
  • сопровождение работы всех служб в месте проведения мероприятия;
  • обеспечение публикаций в российских и зарубежных СМИ.

В обсуждении позиции Федеральной антимонопольной службы (далее – ФАС) в отношении концессий с платой концедента в рамках открытого диалога приняли участие ведущие эксперты и консультанты, профессиональные инфраструктурные инвесторы, лидеры в сфере реализации и управления проектами государственно-частного партнерства, руководители органов власти Российской Федерации.

В ходе дискуссии участники «открытого диалога» обсудили позицию антимонопольного ведомства в отношении применения вышеуказанного платежного механизма. Также была поднята тема перспектив уже реализующихся проектов с платой концедента и возможности предоставления юридической защиты концессионных бизнес-моделей проектов.

Участники «открытого диалога» отмечают важность формирования единого мнения экспертного сообщества в отношении позиции ФАС в целях сохранения благоприятного инвестиционного климата в Российской Федерации и развития инфраструктуры. Участники дискуссии пришли к единодушному мнению о том, что:

  • Концессионное соглашение с платой концедента может (при соблюдении прочих требований закона) содержать условие о (1) принятии на себя  концедентом части расходов на создание, реконструкцию объекта соглашения  (условие о выплате капитального гранта), а также о (2) выплате платы концедента, средства которой идут на покрытие операционных затрат проекта и возврат инвестиций концессионера (с учетом доходности) при принятии концессионером риска их невозврата (полного или частичного) вследствие недостаточной эффективности его деятельности.

  • Плата концедента предусмотрена положениями ФЗ «О концессионных соглашениях» и используется в тех проектах, условия которых не позволяют инвестору получить достаточный денежный поток за счет взимания платы за пользование объектом (оказания услуг с использованием объекта) с третьих лиц (потребителей). В этом случае, поскольку инвестор не может возместить расходы, понесенные им на создание (эксплуатацию) объекта, за счет деятельности с его использованием, концедент принимает меры к поддержке проекта путем выплаты платы концедента.

  • Бизнес сообщество единодушно не может согласиться с позицией ФАС о том, что использование механизма концессии с платой концедента c полным, а не частичным несением концедентом расходов по созданию и эксплуатации объекта соглашения не соответствует положениям первого предложения ч. 13 ст. 3 Закона о концессиях.

  • Бизнес сообщество единодушно не может согласиться с позицией ФАС о недопустимости установления требований к опыту (в том числе специфическому) участников конкурсов на право заключения концессионных соглашений. В ряде случаев реализация данной позиции может привести к обратному эффекту, когда участники рынка, заинтересованные в формировании консорциума и участии в конкурсе будут вынуждены отказываться от проекта, опасаясь конкуренции со стороны недобросовестных участников.

Для обеспечения дальнейшей эффективной работы по решению проблем реализации инфраструктурных проектов участники «открытого диалога» считают необходимым внести следующие предложения:

  1. Выразить единодушную поддержку позиции Госкомитета республики Башкирии.

  2. Запросить методические разъяснения вопроса о допустимости использования платы концедента в концессионных проектах в Минэкономразвития России.

  3. Сформировать единый подход экспертного сообщества к квалификационным требованиям на этапе предварительного отбора концессионных конкурсов, учитывающий международную практику и использование в концессионных проектах специальных проектных компаний, и обратиться к Минэкономразвития России с предложением о подготовке методических разъяснений по данному вопросу.

  4. Обратиться в ФАС России с предложением организовать совместно с участниками «Инфраструктурного клуба» диалог, целью которого будет являться сближение позиций ФАС России и участников рынка государственно-частного партнерства и выработка единообразных подходов к применению законодательства о концессионных соглашениях.


ОТКРЫТЫЙ ДИАЛОГ «ФАС ПРОТИВ ПЛАТЫ КОНЦЕДЕНТА»

«Башкирское дело» Разбор негативной позиции ФАС России в отношении концессии с платой концедента

Проект резолюции