«Автозайцы» на платных дорогах

20 ноября 2024

Операторы платных автодорог ищут способы борьбы с неплательщиками за проезд. «Автодор» заявил о создании базы данных пользователей, а также выступал с инициативой отказать «автозайцам» в обслуживании на АЗС, кроме того, повышаются размеры штрафов. Подробнее сегодня поговорим в рубрике #ИнфраЦифра.

🗂 Государственная компания «Автодор» планирует создать базу данных пользователей платных автомобильных дорог. С её помощью крупнейший оператор платных дорог будет бороться с водителями, которые не платят за проезд. На долю неплательщиков приходится 3-4% от общего числа автомобилистов, в основном проезжающих по платным участкам с системой «Свободный поток». Без общей базы данных пользователей платных автодорог нельзя будет добиться 100% сборов оплаты. Каждый автомобиль можно идентифицировать по различным признакам: по марке, модели, цвету кузова и т. д. благодаря современным технологиям.

🚧 «Автодор» столкнулся с проблемой неплательщиков после внедрения системы «Свободный поток», при которой автомобили свободно проезжают без шлагбаумов на ЦКАД и М-12. В 2021 году в КоАП был введён штраф за неоплату проезда в размере 1,5 тыс. рублей для легковых автомобилей. За 7 месяцев 2024 года Ространснадзор вынес более 1,5 млн постановлений в отношении нарушителей на ЦКАД, М-12, Московском скоростном диаметре (МСД) и Северном дублёре Кутузовского проспекта. Это в 2,6 раза больше, чем за аналогичный период 2023 года. На дороги с системой «Свободной поток» в столичном регионе пришлось 87,5 тыс. штрафов. На МСД было вынесено 77,2 тыс. постановлений. За неоплаченный проезд по проспекту Багратиона вынесено 10,3 тыс. постановлений.

🕹 На протяжении 4 лет ведётся борьба с нарушителями, которые скрывают госномера своих автомобилей или ездят без них. За нечитаемые или скрытые номера с 14 октября 2024 предусмотрена ответственность вплоть до лишения прав на срок от 1 до 1,5 лет при повторном нарушении. А в случае применения специальных устройств для скрытия госномера вводится безальтернативное лишение прав на срок от 1 до 1,5 лет. Оператор также ведёт работу по возврату средств за неоплаченный проезд. На текущий момент взыскание долгов производится почти по 200 тыс. судебным приказам.

🚘 После открытия трассы М-12 в «Автодор» выявили самое большое количество «зайцев». Антилидерами стали Чувашия и Татарстан. Статистика показывает, что в восточных регионах чаще фиксируются случаи неоплаты через «Свободный поток».

🚗 267 тысяч случаев проезда без оплаты в год фиксируется на Западном скоростном диаметре (ЗСД). Такую статистику по неплательщикам представили в петербургском парламенте 11 ноября 2024 года. В день число нарушений может превышать 2,4 тысячи. В АО «ЗСД» уточнили, что 2 400 – это расчётная цифра после введения безбарьерной среды на Широтной магистрали. Там внедрят систему «free-flow», которая предусматривает безбарьерную оплату по транспондеру или по госномеру. Она будет работать и на Витебской развязке ЗСД, которая стала первым этапом ШМСД. При проектировании трассы специалисты заложили меры по противодействию неплательщикам в техзадание.

💰 Штрафы для водителей, не оплативших проезд по платным дорогам госкомпании «Автодор» и концессионеров (ЦКАД, М-11, М-12, М-4, Северный обход Одинцово) планируется увеличить в несколько раз. Для владельцев легковых авто Минтранс предложил поднять с 1,5 тыс. до 10 тыс. руб. и с 5 тыс. до 30 тыс. руб. для владельцев грузовиков и автобусов. С 25 до 5 дней сократится период, в течение которого можно избежать штрафа. По данным Минтранса, в 2020–2021 годах 20% автовладельцев, получивших штрафы, так и не внесли оплату. В 2024 году показатель превысил 30%.

💸 12,4 млн руб. недосчитались из-за неплательщиков в 2020 году, 477,1 млн руб. в 2021 году, 598,9 млн руб. в 2022 году, 1 млрд руб. в 2023 году, а за первое полугодие 2024 года – 1,57 млрд руб. Изменения законодательства и увеличение штрафных санкций призвано защитить интересы добросовестных водителей и эффективнее развивать транспортную инфраструктуру.

Назад в блог

Автор: