За последние несколько лет существенно увеличилось количество судебных дел, попыток расторжения концессионных соглашений и «заморозок» инфраструктурных проектов, реализуемых с применением инструментов ГЧП. Это связано не только с кратным ростом самого количества проектов, но и с качеством их подготовки, в том числе с недостаточной проработкой общественно-политических аспектов таких проектов, а также с пристальным вниманием проверяющих органов и общественности к таким инициативам. Чем больше проектов инициируется и реализуется, тем больше обнаруживается рисков, на которые ранее стороны концессионных и ГЧП-проектов не обращали внимания. Одним из подобных «слепых пятен» являются информационно-коммуникационные риски (далее – ИКР).
Вводимый нами термин «информационно-коммуникационные риски» (ИКР) является собирательным понятием, так как в научных материалах, касающихся темы реализации инфраструктурных проектов, практически не встречается, при этом некоторые авторы используют выражение «общественные риски», которые, как правило, включаются в более крупную категорию политических рисков. Поэтому мы считаем важным расшифровать, что мы подразумеваем, когда говорим про ИКР:
Данный перечень не является исчерпывающим, он лишь иллюстрирует некоторые внешние проявления ИКР. Таким образом, можно предложить следующее определение ИКР.
ИКР (информационно-коммуникационные риски) инфраструктурного проекта – риски, возникающие в связи с распространением или, наоборот, утаиванием, искажением информации об инфраструктурном проекте или некачественной коммуникацией между участниками проекта и общественностью.