Финансирование новых национальных инфраструктурных проектов

14 октября 2024

📊 О тенденциях и прогнозах финансирования новых нацпроектов в своём обзоре «Новые нацпроекты и бюджет: сколько направят на инфраструктуру в ближайшие три года?» рассказали эксперты Sherpa Group. Делимся с вами ключевыми тезисами:

🧮 Почти 5,8 трлн руб. составит общий объём федеральных ассигнований на 19 новых национальных проектов составит в 2025 году. Это на 80% больше, чем было направлено в 2024 году (3,2 трлн руб.). Далее расходы будут ежегодно превышать 6,3 трлн руб. Такой значительный рост связан с введением новых технологических и промышленных нацпроектов (порядка 275 млрд руб.), увеличением инвестиций в приоритетные отрасли (более 400 млрд руб.) и включением в нацпроекты регулярных социальных государственных обязательств.

📈 1,3 трлн руб. со следующего года будет выделено из федерального бюджета на ключевые инфраструктурные нацпроекты – «Инфраструктура для жизни» и «Эффективная транспортная система», а в 2027 году планируется выделение 1,6 трлн руб.

👥 В ближайшие годы приоритетным нацпроектом станет «Семья», а в сфере инфраструктуры — «Инфраструктура для жизни». В 2025 году выделят 1,17 трлн руб., в то время как на предшествующие нацпроекты в 2024 году выделяли 785 млрд руб. Основные федеральные проекты в рамках «Инфраструктуры для жизни» включают «Развитие федеральной сети» и «Региональная и местная дорожная сеть», на которые в 2025 году предусмотрено 634,9 млрд руб. и 323,1 млрд руб. соответственно.

🚉 131,4 млрд руб., по предварительным расчётам, составит общий объём федеральных инвестиций в новый национальный проект «Эффективная транспортная система» в 2025 году , что практически соответствует запланированным расходам на комплексный план в 2024 году – 131,2 млрд руб. В состав нового нацпроекта вошли мероприятия, связанные с развитием Северного морского пути, портовой инфраструктуры и аэропортов. Новыми сферами стали пункты пересечения государственной границы, внутренние водные транспортные пути и высокоскоростное железнодорожное сообщение. К 2027 году федеральные расходы на новый проект превысят 200 млрд руб., хотя это будет ниже показателя 2023 года для комплексного плана (213,4 млрд руб.).

✈️ 55,3 и 63,7 млрд руб. в 2025 и 2026 годах будет выделено на наиболее крупный проект по бюджетному финансированию в рамках «Эффективной транспортной системы» – «Развитие Большого Северного морского пути». В 2027 году возможным лидером станет «Развитие опорной сети аэродромов» с федеральными инвестициями – 85,6 млрд руб., однако в 2025 году финансирование будет более скромным – лишь 25,8 млрд руб., в сравнении с 43,1 млрд руб. в аналогичном проекте в нынешнем году. На следующий год запланировано финансирование 93 федеральных проектов из 117, входящих в национальные проекты.

⚓️ 16,2 млрд руб. из федерального бюджета получат проекты «Развитие высокоскоростных железнодорожных магистралей», включенные в рамки «Эффективной транспортной системы», а также «Развитие железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла». Железнодорожное сообщение с портами Северо-Западного и Азово-Черноморского бассейнов станет частью программы «Развитие опорной сети железных дорог», для которой бюджетные ассигнования не предусмотрены.

💰 Этой осенью в рамках комплексного плана был обновлён федеральный проект «Создание высокоскоростных железнодорожных магистралей». В этом году из федерального бюджета планируется выделить 3 млрд руб. на мероприятия проекта, а в 2025 году, в рамках проекта «Эффективная транспортная система», сумма составит уже 16,2 млрд руб. Тем не менее, львиную долю расходов на создание высокоскоростной железной дороги предполагается покрыть за счёт частных инвестиций.

Назад в блог

Автор: