Первый фуникулёр в России начал работать в 1896 году на территории Нижегородского кремля. Он действовал по принципу зубчатых канатно-проволочных железных дорог. Этот подъёмный механизм был впервые внедрён в России. Фуникулёр в Нижнем Новгороде функционировал до 20-х годов XX века пока в городе не начали ходить трамваи. На сегодняшний день в России действует 3 фуникулёра, а на территории бывшего СССР – 8. Об этом необычном виде транспорта расскажем сегодня в рубрике #ИнфраФакты.
🚡 Фуникулёр представляет собой рельсовое транспортное средство, использующее канатную тягу для перевозки пассажиров на короткие расстояния по крутым склонам. Обычно в фуникулёрах функционируют два вагона, соединённых жёстким стальным тросом. По своей конструкции фуникулёр схож с канатной дорогой, однако основное отличие заключается в том, что вагоны фуникулёра передвигаются по рельсам, в то время как на канатной дороге кабина, вагонетка или кресло перемещаются по натянутому кабелю, не касаясь земли. Передвижение осуществляется благодаря тяговому или поддерживающему тросу, который проходит между опорами.
🎢 Фуникулёры чаще всего устанавливаются на открытых пространствах со сложным рельефом. Во многих странах они выполняют функции общественного транспорта. Кроме того, фуникулёры активно используются на горнолыжных курортах и туристических маршрутах. Способные перевозить приблизительно 600 пассажиров в час, они представляют собой эффективное транспортное средство для мест с труднодоступным ландшафтом.
✅ Преимущества и недостатки
Фуникулёр способен справляться с крутыми склонами и горными маршрутами, уклон которых достигает 35°. Его строительство не требует прокладки дорог, вырубки деревьев или асфальтирования участков трасс. Этот вид транспорта отличается низким потреблением электроэнергии: электричество используется в основном для преодоления силы трения, торможения и компенсации разницы в весе вагонов, а не для подъёма и спуска. Внутри фуникулёра пассажиры не чувствуют угла наклона, поскольку пол вагонов практически всегда располагается горизонтально.
Что касается недостатков, то одним из них является ограниченная длина пути: если тяговый канат будет излишне длинным, существует риск его разрыва. Кроме того, фуникулёр обладает меньшей грузоподъёмностью по сравнению с колесным транспортом.
🏰 Нижний Новгород
В сентябре 2024 года в Нижнем Новгороде возобновил работу исторический фуникулёр, появившийся в 1896 году у кремлёвских стен. Маршрут воссоздали на основе исторических документов и фотографий. Пропускная способность в одном направлении – 120 человек в час. Фуникулёр будет функционировать круглогодично. Стоимость проезда 120 рублей.
🏢 Владивосток
Фуникулёр во Владивостоке работает с мая 1962 года. Он расположен на склоне Орлиной сопки, обращённой к бухте Золотой Рог. Он единственный в России, действует в качестве общественного транспорта. В 2015 году фуникулёр был отреставрирован и снова введён в эксплуатацию. Прокатиться можно будет с 07:00 до 20:00 всего за 27 рублей.
🏛 Сочи
Фуникулёр, расположенный в санатории «Сочинский», был построен в 1934 году, по сей день доставляет отдыхающих к пляжу. Длина пути – 395 м, перепад высот – 88 м. В 2002 году по техническим причинам работа была прекращена. В 2012 году началась капитальная реконструкция линии, а в 2015 году фуникулёр снова открыли для отдыхающих.