Классификация ИКР: коррупционная составляющая

2 августа 2019

ИКР обладают большой вариативностью в силу множественности факторов, влияющих на их возникновение, поэтому возможно несколько вариантов их классификации. В настоящем исследовании мы предложим некоторые из них.

Одним из внешних проявлений ИКР являются явные или скрытые обвинения в адрес участников проекта. К сожалению, в настоящее время в России присутствует, с одной стороны, негативное отношение к любым проектам с участием государства, начиная от государственных закупок и заканчивая концессионными и ГЧП-соглашениями. С другой стороны, такое же негативное отношение наблюдается ко многим проектам, связанным с передачей общественной инфраструктуры в управление частному инвестору. Концессионные и ГЧП-соглашения становятся жертвами и тех, и других обвинений. Поэтому, обсуждая участие в концессионных и ГЧП-проектах, важно точно понимать, с какими обвинениями можно столкнуться. В этом выпуске поделимся несколькими наиболее популярными обвинениями, связанными с коррупционной составляющей.

  • Коррупция и скрытая приватизация. Самое распространённое обвинение, выражающееся в лоббировании интересов конкретного инвестора, проведении сомнительных конкурсов на право заключения концессионного или ГЧП-соглашения, принятия концедентом/публичным партнёром неоправданно высоких обязательств.
  • Аффилированность учредителей или менеджмента проектной организации с представителями федеральных и региональных органов власти, а также органов местного самоуправления. Например, согласование потенциальным концедентом/публичным партнёром очевидно завышенных или, наоборот, заниженных показателей проекта (объём вывоза мусора, автомобильный трафик и пр.), которые при заключении соглашения накладывают чрезмерные обязательства на бюджет. Другой пример – переход чиновника на работу в проектную компанию после заключения соглашения или его участие в акционерном капитале. Подобные действия могут быть интерпретированы в качестве заранее согласованных действий.
  • Отказ концедента/публичного партнёра от публикации полного текста соглашения. Отсутствие доступа к тексту подписанного соглашения, финансовой модели и иным письменным договорённостям между публичным и частным партнёрами (концедентом и концессионером) может вызывать агрессию по отношению к проекту, каким бы качественным он ни был. Подтекст подобных обвинений – предварительный сговор участников соглашения.
  • Нарушение действующего законодательства. Обвинения в нарушении нормативных актов могут исходить не только от уполномоченных государственных органов и не всегда обусловлены требованиями правовых норм. Неверная интерпретация закона, а равно отрывчатые представления о применимом праве, даже если обвинения не обоснованы, могут создать негативный фон вокруг проекта и привлечь внимание к потенциальным/скрытым или даже несуществующим недостаткам проекта.
Назад в блог

Автор: