Морские порты России

18 декабря 2024

Сегодня в рубрике #ИнфраЦифра поговорим об основных показателях, динамике развития и планах на будущее отрасли российских морских портов.

⚓️ 63 морских порта, в том числе порты Мариуполя и Бердянска, включены в реестр морских портов РФ по состоянию на июнь прошлого года, по данным Минтранса. Более одной трети портов расположены на Дальнем Востоке, а остальные находятся в Арктическом, Балтийском, Каспийском и Азовско-Черноморском бассейнах.

📦 За первые 9 месяцев текущего года грузооборот вырос на 1% (до 206,5 млн тонн) в портах Балтийского бассейна, в Каспийском бассейне произошёл рост на 9,3% (до 6,2 млн тонн), а в Азово-Черноморском – снизился на 7,5% (до 209,4 млн тонн), однако порт Новороссийска смог увеличить объём грузооборота на 2,2% (до 125,8 млн тонн). Порты Дальнего Востока показали снижение грузооборота на 2,3% (до 175,9 млн тонн), а Арктического – на 5,7% (до 69,4 млн тонн). Такие данные приводит Ассоциация морских торговых портов.

🏗 1,4 млрд тонн достигнет мощность морских портов России к концу нынешнего года, это на 2,9% больше по сравнению с 2023 годом. К концу 2024 года спрогнозирован общий прирост мощности в морских портах Мурманск, Усть-Луга, Владивосток и Петропавловск-Камчатский на 44 млн тонн. В прошлом году она увеличилась на 63 млн тонн благодаря успешному завершению инвестпроектов в портах Тамань и Ванино. По словам главы Минтранса, мощность морских портов России за 2025-2030 годы увеличится почти на 232 млн тонн.

🌊 Объём грузоперевозок по Северному морскому пути (СМП) за 10 лет вырос почти на порядок. Проект СМП демонстрирует хорошую динамику: в 2023 году был поставлен рекорд в 36,5 млн тонн и десятикратный рост транзита. Портовая инфраструктура вышла на мощность более 40 млн тонн. Ключевым направлением развития СМП стало арктическое судостроение. Уже идёт строительство нескольких новых ледоколов. К 2030 году планируется достичь грузооборота в 150 млн тонн и суммарной мощности портов в более чем 127 млн тонн в водах Севморпути.

🤝Высокий инвестиционный потенциал российской морской портовой инфраструктуры обусловил наличие ряда успешных проектов #ГЧП, направленных на увеличение портовых мощностей. Примерами таких проектов стали: создание объектов инфраструктуры морского порта Мурманск, строительство второй очереди производственного терминального комплекса по глубокой переработке маслосодержащих культур южнее в Калининградской области, проведение ремонтных дноуглубительных работ на Подходном канале морского порта Темрюк, развитие грузопассажирского автопаромного и железнодорожного паромного терминалов в городе Балтийск, строительство подходного канала к балкерному терминалу морского порта Посьет, создание единого технологического комплекса по перевалке угля в морском порту Находка, развитие порта «Оля» в Астраханской области и другие проекты. Заключение соглашений ГЧП помогает осуществлять крупные инвестиционные проекты, имеющие социальную значимость, наиболее эффективно, за счёт распределения финансирования между государством и бизнесом.

⛴ 541,1 млрд рублей, по словам министра транспорта, составит финансирование проектов строительства и развития российских морских портов в рамках федеральной программы «Развитие опорной сети морских портов» с 2025 по 2030 годы. Из них 41,1 млрд рублей выделят из средств федерального бюджета, а 500 млрд рублей планируется привлечь из внебюджетных источников. Финансирование проекта «Развитие Северного морского пути» на ближайшие 5 лет оценивается в 946,2 млрд рублей, из них 212,4 млрд рублей – средства федерального бюджета.

Назад в блог

Автор: