Несколько лет назад Европейская экономическая комиссия при ООН разработала концепцию ГЧП «People First Public Private Partnership», или «ГЧП на благо людей». Согласно концепции, ГЧП – это долгосрочные договорные отношения между государством и бизнесом, основная цель которых – создание ценности для людей. Поэтому проект нужно разрабатывать с учётом их интересов.
💡 Появление People First PPP было связано с проблемами реализации ГЧП проектов, когда многие из них провалились. Некоторые страны, например, Греция и Испания, столкнулись с огромной нагрузкой и находились на грани технического дефолта. В США, Европе, Индии, Китае и Индонезии существовал долгий негативный эффект от инфраструктурных ГЧП-проектов с участием крупных компаний. Это привело к появлению концепции, которая возвращает публичных и частных партнёров к забытой идее: ГЧП – это соглашение между государством и бизнесом в первую очередь для улучшения жизни людей, а только потом – для обогащения.
Концепция, где потребитель – ключевой элемент ГЧП проекта, активно популяризируется и до сих пор. Международные конференции в Женеве, проводимые Всемирным банком и Экономической комиссией ООН, всегда включают в свои названия фразу People First PPP. Сегодня это является главной темой информационных кампаний, сопровождающих ГЧП проекты и обсуждение связанных с ними аспектов.
❗️ К сожалению, в России нет ни аналога, ни даже близкого к People First PPP. Причина в том, что идея «проект прежде всего для человека, а не для бизнеса» пока не получила широкого поддержания в обществе. С одной стороны, это упрощает реализацию концессионных и ГЧП проектов на короткой дистанции. Однако в долгосрочной перспективе негативная репутация отдельных проектов наносит ущерб всему институту ГЧП.