На рассмотрение в Госдуму РФ поступил законопроект, запрещающий регионам тратить на проекты ГЧП более 10% их годового дохода. Законопроект вносит поправки в Закон «О бюджете на 2024 г. и плановый период 2025 и 2026 гг.», а также в Налоговый и Бюджетный кодексы.
В частности, статьи 85 и 86 ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» дополнены пунктами 7 и 6 соответственно. Они и ограничивают предельные годовые расходы бюджета субъекта РФ по концессионным и ГЧП-соглашениям, включая возмещение при их досрочном расторжении, не более 10% от собственных доходов субъекта РФ.
Текст пунктов 4 и 5 статьи 107 изменён. Предельный объём госдолга субъекта РФ, теперь не должен превышать 100% собственных доходов субъекта РФ (муниципального образования) или 50% в дотационных регионах за вычетом средств, необходимых для исполнения соглашений о ГЧП/МЧП, в том числе возмещения при их досрочном расторжении, исполнения финансовой аренды.
Действия поправок не распространяются на концессионные и ГЧП-соглашения, а также договоры финансовой аренды, заключенные до 1 января текущего года.
Считаю, что данные изменения могут привести к утрате возможности выплат по кредитам на стартовавшие после 1 января 2024 года проекты и негативно повлиять на развитие инфраструктуры в регионах России в целом. Спрогнозировать возврат инвестиций будет труднее, поскольку установленный 10% лимит может не покрыть обязательства публичной стороны. А значит, желающих развивать инфраструктуру страны поубавится.
Два парадоксальных разнонаправленных действия – с одной стороны говорят о том, что нужно вовлекать больше частных денег в создание и модернизацию инфраструктуры, а с другой усиливается контроль за бюджетными тратами и начинают перетряхивать уже заключенные концессии.
Таким образом, достижение поставленных Президентом РФ до 2030 года и на перспективу до 2036 года национальных целей и задач может оказаться затруднительным.