В России продолжает развиваться сеть пассажирских перевозок по внутренним водным путям. Создать полную сеть маршрутов планируется до 2035 года. В столице и регионах водный транспорт становится всё более популярным: появились речные электротрамваи, на маршруты вышли теплоходы и такси-катамараны. Подробнее расскажем в рубрике #ИнфраФакты.
🛳 Гражданский флот России составляет порядка 20 тыс. речных судов: от малых катеров до крупных паромов. Перевозка пассажиров на водном транспорте играет немаловажную роль в общей транспортной системе страны. Использование водных маршрутов помогает минимизировать проблемы, связанные с дорожной инфраструктурой и увеличенным автомобильным трафиком. Кроме того, транспортировка пассажиров на малых судах стимулирует развитие туристической инфраструктуры. Такие суда используются для организации экскурсий, прогулок и других развлекательных мероприятий.
⛴ География
Около 100 тыс. км – общая протяженность судоходных рек и озёр России, из них более 16 тыс. – искусственно созданные водохранилища и каналы. Например, для туристических круизов используются Беломорско-Балтийский, Волго-Балтийский, Волго-Донской и другие каналы. Центральной водной артерией страны считается Волга, она протекает через 15 российских регионов. Самые популярные туристические маршруты проходят по рекам: Волга, Дон, Ока, Москва, Нева, Лена, Енисей, Ангара, Кама, Амур.
⚓️ Преимущества
✅ Водный транспорт позволяет разгрузить и дополнить общегородские маршруты, снижая нагрузку на дорожную сеть.
✅ Передвижения по воде иногда остаются единственным способом добраться из одного населённого пункта в другой там, где нет переправ, мостов, других дорог и путей сообщения.
✅ Речной транспорт признан наиболее экологичным по сравнению с другими.
✅ Содержание 1 км водного пути обходится в 130 тысяч рублей, для сравнения – 1 км дороги в 4,5 млн.
✅ Одна крупная баржа с грузоподъёмностью 2 700 тонн может заменить 45 ж/д вагонов или 104 грузовика.
✅ Социально-экономическое значение туризма для регионов.
🛥 Перспективы и развитие
Государство планирует создать благоприятные условия для участия частных компаний в развитии водного транспорта. В регионах стали применяться механизмы государственного субсидирования и ГЧП. Особое внимание уделяется мероприятиям по созданию и улучшению инфраструктуры: созданы комфортные причалы, отремонтированы набережные, обновляется парк судов. На развитие грузовых и туристических перевозок по воде в ближайшие 5 лет планируется направить 282 млрд рублей.
Инвестиционные проекты льготного лизинга речных судов включены в перечень самоокупаемых проектов, которые на возвратной основе получают финансирование из Фонда национального благосостояния. На отечественных верфях в 2024-2027 годах будет создано 260 судов водного транспорта, в том числе 73 пассажирских. Построенные суда Государственная транспортная лизинговая компания передаст транспортным компаниям в лизинг на срок до 25 лет. Ставка для пассажирских и круизных судов составит 2,93% годовых.
Более 14 млн пассажиров будет перевезено речным транспортом за 2024 год, это на 38,7% больше, чем в прошлом году. До 2030 года планируется перевезти до 19 млн пассажиров. В летний туристический сезон пассажиропоток вырос на 9,7% – до 2,47 млн пассажиров. Росту числа пассажирских перевозок способствует развитие речной инфраструктуры, открытие новых турмаршрутов и запуск круглогодичных речных судов.