Современные технологии в концессионных проектах: Free Flow бережёт время и экологию

26 октября 2021

ЦКАД. Источник https://centralringroad.ru/

Безбарьерный проезд становится отличительной особенностью платных российских дорог. Системы бесконтактной оплаты увеличивают пропускную способность магистралей, уменьшают время поездки и наносят меньше вреда окружающей среде. 

Главная цель появляющихся сейчас по всей стране платных автодорог – увеличение скорости перевозок, разгрузка существующей дорожной сети и снижение вредных выбросов. Прогнозируемый благотворный эффект на окружающую среду впечатляет. Например, строящийся сегодня Восточный выезд из Уфы на трассу М-5 «Урал» после запуска снизит объем выбросов основных загрязняющих веществ, выделяющихся от движущегося автотранспорта, на 35%. Объем парниковых газов сократится на 27%.

Самыми проблемными для экологии местами на платных дорогах являются пункты взимания платы, где автомобиль вынужден останавливаться. Это приводит к потерям особенно драгоценного в современных мегаполисах времени и дополнительным выбросам выхлопных газов в атмосферу. Например, трафик Восточного выезда после ввода в эксплуатацию достигнет 20 тысяч машин в сутки. За то же время строящийся в Москве Северный дублёр Кутузовского проспекта через свои 10 км будет пропускать 30-40 тысяч автомобилей. Для организации пункта платежей на ведущей от МКАД к деловому центру «Москва-Сити» дороге даже хотели увеличить количество полос с 6 до 24. Однако благодаря слаженной работе команды концессионера и Правительства Москвы, а также стремления максимально сохранить зелёные насаждения, было принято решение использовать систему Free Flow, что позволило избежать необходимости расширения трассы.

«С 2020 года, после внесения изменений в законодательство, на платных объектах дорожной инфраструктуры в России стало возможно применение технологии «свободный поток», так называемого Free Flow, — говорит генеральный директор УК «Платная дорога» Вадим Коваленко. – И если раньше организация платного проезда предусматривала обязательное устройство пунктов взимания платы с усилением дорожной одежды, расширением проезжей части, установкой кабинок операторов и шлагбаумов, то Free Flow подразумевает безбарьерный проезд автомобиля через рамки взимания платы».

Означающая по-русски «свободный поток» технология Free Flow позволяет автомобилям двигаться мимо пропускных пунктов без остановок. Оборудование, установленное на рамках взимания платы, списывает оплату с транспондера автоматически или определяет госномер автомобиля спереди и сзади, а также его класс, и при отсутствии транспондера фиксирует транзакцию по госномеру.

ЦКАД. Источник https://centralringroad.ru/

Сегодня технология Free Flow уже действует на ЦКАД в Подмосковье. По мнению Алексея Андреева, генерального директора построившего дорогу строительно-инвестиционного холдинга «Автобан», «свободный поток» стал ее визитной карточкой. Система автоматического управления дорожным движением и безбарьерной оплаты проезда объединяет 76 детекторов транспортного потока, 71 видеокамеру АСУДД и 7 метеостанций.

При подключении системы «свободный поток» антенны DSRC автоматически списывают средства с помощью транспондера, а если транспондера у водителя нет, камера распознает госномер машины, и оплатить проезд можно будет онлайн в течение пяти дней. Водителю нет необходимости останавливаться или притормаживать – антенны и камеры считывают всю нужную информацию при движении автомобиля на полной скорости.

«Не все американские и европейские платные трассы так оборудованы, — говорит Алексей Андреев. – На большинстве из них нужно по старинке остановиться, получить билет и ждать, пока разрешат проехать и поднимут шлагбаум. На ЦКАД все данные с камер, датчиков, метеостанций поступают в Центральный пункт управления, где их обрабатывают операторы. Если метеостанции сообщают о приближении дождя или снега, операторы направляют спецтехнику для обработки дороги, не дожидаясь, пока она станет скользкой или покроется гололёдом. Если на любом участке ЦКАД автомобиль остановился из-за поломки или аварии — оператор сразу высылает аварийных комиссаров, которые прибывают в среднем через 10 минут».

Количество дорог, где используется «свободный поток», будет увеличиваться, в том числе за счёт новых транспортных объектов, которые строятся уже с прицелом на безбарьерный проезд. По просьбе концедента рассматривается возможность применения системы Free Flow на всех проектируемых объектах ГК «Платная дорога». «Применение этой системы удобно для всех – у автомобилистов появляется опция постоплаты проезда, им не нужно останавливаться перед шлагбаумами, а равномерное движение снижает расход топлива, вероятность пробок и ДТП, — говорит Вадим Коваленко. – Для владельцев, концессионеров и операторов автомобильных дорог сокращаются капитальные затраты при строительстве и обслуживании объектов, при этом повышается качество предоставляемых населению услуг».

ЗСД. Источник https://nch-spb.com/

В Петербурге на Западном скоростном диаметре вместе с обычными пунктами приёма платежей действует система Fast Lane, или «быстрая полоса». Двигаясь по такой, проезд можно оплачивать без остановки. Считывание сигнала, закреплённого под лобовым стеклом автомобиля транспондера, происходит за 30 метров до выездного шлагбаума. Правда, чтобы датчики успели обменяться с автомобилем информацией, обработать ее и разрешить проезд, скорость придётся снизить с разрешённых на ЗСД 110 км/ч до 30 км/ч. Тем не менее в условиях растущей популярности ЗСД Fast Lane стал настоящим спасителем трассы, избавляющей от пробок. По данным эксплуатирующей ЗСД компании «Магистраль северной столицы», благодаря открытию новых участков, формированию культуры использования платных дорог, развитию электронных систем взимания платы с момента пуска в эксплуатацию первого платного участка в 2008 году трафик с 30 тысяч проездов в сутки вырос почти до 400 тысяч.

«Мы обеспечили увеличение доли поездок с транспондером с 25-30% в 2014 году до более 92% сейчас, — говорит генеральный директор компании «Магистраль северной столицы» Алексей Бнатов. – При этом мы ввели «быстрые полосы» и за несколько лет перевели все Т-полосы и многие наличные в быстрый транспондерный режим, инвестировав в это десятки миллионов рублей. Только эти меры позволяют комфортно обслуживать трафик, составляющий до 400 тысяч транзакций в сутки или 90 миллионов по итогам 2020 года».

В Стратегической группе «Гиперион» прогнозируют, что появление передовых технологий в строительстве и эксплуатации дорог обязательно приведёт к развитию новых сервисов и интеллектуальных систем. Некоторые из них появляются уже сегодня.

Например, «Магистраль северной столицы» разработала для своих клиентов первое в России полнофункциональное мобильное приложение, которое существенно облегчило пополнение счетов, сократило инциденты с пустыми балансами на пунктах внесения платы и создало систему оперативного информирования пользователей с помощью push-уведомлений.

Кроме того, на трассе внедрена система автоматического распознавания инцидентов на дороге – остановок, аварий, появления посторонних предметов и движения автомобилей задним ходом. Она повышает безопасность движения по ЗСД и предупреждает о возможном возникновении пробок.

«Важно понимать, что, конечно же, концессионер заинтересован в поиске современных технологических решений, способных повысить эксплуатационную эффективность дороги, которая находится в его управлении. Но эти технологии должны изначально пройти все необходимые лабораторные и полевые испытания, так как от этого зависит, прежде всего, безопасность водителей и пешеходов. Именно этим обусловлен консерватизм компаний, работающих в дорожно-транспортной отрасли», – подытожил Артур Щеглов, Управляющий партнёр Стратегической группы «Гиперион».

Рекомендуем также материал, посвящённый технологическим решениям на Северном дублёре Кутузовского проспекта.

Назад в блог

Автор: