Социальное дистанцирование и общественный транспорт – это две концепции, которые крайне плохо сочетаются друг с другом. В результате COVID-19 произошло массовое сокращение количества пассажиров общественного транспорта: по последним оценкам, количество пассажиров городских, пригородных и межрегиональных перевозок сократилось примерно на 70%. По причине падения дохода перевозчики испытывают сложности с выплатой заработных плат сотрудникам и обеспечением топливом своего транспортного парка. С завершением режима самоизоляции пассажиропоток постепенно начинает восстанавливаться, но ожидать быстрых результатов не приходится, по оптимистичным прогнозам, восстановление произойдёт через 1-2 года.
Пандемия оказала существенное влияние не только на объём пассажиропотока, но и на поведенческие модели пользователей общественного транспорта. Некоторые тенденции пост-эпидемиологического периода:
В подобных условиях стоит обратить внимание на маркетинговые инструменты стимулирования пассажиропотока. Благодаря грамотному применению современных коммуникационных технологий пассажирские перевозчики смогут обеспечить рост доходов, причём как из тарифных, так и нетарифных источников. В условиях, когда подобные инструменты ранее не применялись или их применение не было системным, можно получить ощутимый прирост.
Безусловно, в росте пассажиропотока должны быть заинтересованы и органы региональной, муниципальной власти, так как это позволит:
Ниже приводим небольшой чек-лист минимальных действий для увеличения пассажиропотока предприятий общественного транспорта. С разными приоритетами данный список будет актуален как для городских, так и для междугородних и межрегиональных перевозчиков.
Решаемая задача: возврат пассажиров, опасающихся пользоваться общественным транспортом по причине возможного заражения.
Действия: разработка комплексной рекламно-информационной кампании по вопросам, связанным с профилактикой заболеваний на предприятиях общественного транспорта (возможность подхватить болезнь по причине нарушения социальной дистанции, при прикосновении к необработанным поверхностям в транспортном средстве, на остановках и при посадке в общественный транспорт и пр.).
Решаемая задача: переманивание пассажиров, имеющих страхи и предубеждения перед использованием общественного транспорта, из личных автомобилей, такси, сервисов каршеринга в общественный транспорт.
Действия: освещение вопросов, связанных с предубеждениями пассажиров перед использованием общественного транспорта (маргинальные слои, отсутствие комфорта и достойного сервиса, антисоциальное поведение, проявление агрессии со стороны персонала, дорожная безопасность, низкая скорость, экологическая и социальная ответственность и пр.).
Решаемая задача: повышение лояльности действующих пассажиров и привлечение новой аудитории активных горожан.
Действия: внедрение игровых форматов использования общественного транспорта (например, сторителлинг и городские легенды, городские квесты, моделирование города, информационное просвещение и пр.).
Решаемая задача: получение пассажиропотока за счёт интеграций с другими операторами городской мобильности.
Действия: создавать альянсы с компаниями такси, аренды велосипедов и машин, совместного пользования, предоставления парковочных услуг, информационных услуг.
Решаемая задача: повышение экономической целесообразности пользования общественным транспортом и рост лояльности пассажиров.
Действия: разработка программ лояльности для пассажиров общественного транспорта (продажи комплексных абонементов для сотрудников организаций, которые находятся в зоне притяжения общественного транспорта; внедрение cashback-историй, например, при приобретении абонементов на продолжительный период времени или при пополнении карты проездного на значительную сумму; разработка бонусных/семейных проездных и пр.).
Решаемая задача: повышение качества обслуживания пассажиров общественного транспорта, как следствие – привлечение новых пользователей, для которых важен сервис и комфорт, а также повышение лояльности действующих пассажиров.
Действия: подготовка скриптов взаимодействия с пассажирами сотрудников перевозчика, обучение персонала, внедрение новых каналов коммуникации и пр.
Решаемая задача: повышение доступности и прозрачности продаж проездных билетов и абонементов, улучшение качества оказываемых услуг.
Действия: определение возможностей цифровизации и потенциальных партнёров для её осуществления (геопозиционирование системами Glonass и GPS, беспроводной интернет (wi-fi), розетки для зарядки гаджетов, системы видеонаблюдения, системы подсчёта пассажиров, информационные табло и аудиоинформаторы, валидаторы, принимающие все типы проездных билетов, автоматы продажи билетов за наличные деньги, интеграции с сервисами MaaS и пр.)
Решаемая задача: получение дополнительной прибыли из нетарифных источников (кроме продажи билетов).
Действия: поиск и оценка дополнительных источников коммерциализации объектов общественного транспорта (например, размещение рекламных объявлений, брендирование транспортного средства, мерчандайзинг, размещение торговых точек, сдача в аренду неиспользуемых площадей под торговые цели или парковочные пространства и пр.)