III Всероссийский водный конгресс стал масштабной экспертной площадкой межведомственного и межотраслевого диалога, направленного на повышение эффективности реализации всех федеральных проектов по водным ресурсам, разработанных в рамках выполнения «майских указов» Президента РФ.
В работе конгресса приняли участие 1580 человек из 72 регионов России, представляющих все федеральные округа РФ, в деловой программе состоялось 30 круглых столов и тематических сессий, на которых выступило более 200 спикеров. Широкое внимание средств массовой информации к мероприятию позволило выпустить около 1100 публикаций, сюжетов на телевидении и радио.
Мероприятие прошло при поддержке Правительства Российской Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, спецпредставителя Президента Российской Федерации по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергея Борисовича Иванова, профильных министерств, подведомственных служб и агентств, а также научного и бизнес-сообщества. Генеральным партнером Конгресса выступила государственная корпорация «Фонд содействия реформированию ЖКХ».
Одной из центральных тем, выявленных в ходе работы Конгресса, стала необходимость значительно большей интеграции регуляторной политики органов власти федерального и регионального уровней, выработки более гибких подходов и инструментов предоставления государственной поддержки проектам в сферах водоснабжения и водоотведения, оздоровления водных объектов, мелиорации, энергетики и транспорта.
Отдельное внимание было уделено реализации НП «Экология» и входящим в него федеральным проектам, в том числе «Чистая Вода» и «Оздоровление Волги» и «Сохранение Байкала», которым были посвящены специализированные секции. Совместная работа по обсуждению достигнутых на сегодня результатов реализации указанных программ позволила выявить «узкие места» проектов, несущие риски недостижения целевых показателей.
В первую очередь, это проблемы, связанные непосредственно с проектами: малое количество готовых к финансированию проектов, отсутствие средств на подготовку проектов и недостаточное количество специализированных проектных организаций, сложности с нахождением подходящих технологических решений.
Во-вторых, это проблемы, связанные с финансированием проектов: существующие механизмы субсидирования и льготного кредитования проектов за счёт бюджетной системы имеют ряд значительных недостатков, провоцируя хозяйствующие субъекты, органы местного самоуправления и органы власти субъектов РФ принимать неоптимальные решения с целью максимизации объёмов бюджетной поддержки. Также остро стоит вопрос дискриминации хозяйствующих субъектов в зависимости от вида собственности, что не позволяет проводить взвешенную государственную политику по обеспечению потребностей ВКХ в инфраструктуре.
Третья группа проблем касается обеспечения устойчивого развития хозяйствующих субъектов после реализации проектов с учетом сохранения доступности их услуг для населения. Реализация капиталоёмких проектов в последующем требует возврата заёмных средств, вложенных инвестиций, а также изменяет объём и структуру операционных затрат.
Важным направлением работы по повышению конкурентоспособности отраслей водопользования является улучшение инвестиционного климата.
Подробнее на официальном сайте watercongress.ru