Открытый диалог «Стабильность и защита инвестиций в проектах ГЧП»

20 октября 2019 года в рамках Открытого диалога «Стабильность и защита инвестиций в проектах ГЧП», организованного крупнейшим в России сообществом профессионалов рынка инфраструктурных проектов «Инфраструктурный клуб», состоялось обсуждение проекта Федерального закона «О защите и поощрении капиталовложений и развитии инвестиционной деятельности в Российской Федерации» (далее – Законопроект), подготовленного Минфином России. В обсуждении приняли участие ведущие эксперты и консультанты, профессиональные инвесторы, лидеры в сфере реализации и управления проектами государственно-частного партнёрства (далее – ГЧП), руководители органов власти Российской Федерации.

Законопроектом предлагается реформа регулирования инвестиционной деятельности, которая в том числе затрагивает основные механизмы государственного участия в инфраструктурных проектах, принципы защиты интересов инвесторов и иных участников инвестиционного процесса. По этой причине участники дискуссии отмечают важность формирования общих подходов экспертного сообщества к оценке предлагаемых изменений.

В ходе «открытого диалога» участники обсудили основные положения Законопроекта, включая систему оценки мер государственной поддержки инвестиционной деятельности и регулирование инвестиционных режимов на территории Российской Федерации, в контексте их влияния на реализацию ГЧП. Эксперты не обошли вниманием и ключевые новеллы Законопроекта – механизмы стабилизации регуляторного режима и соглашение о защите и поощрении капиталовложений.

По результатам обсуждения участники дискуссии пришли к единодушному мнению о необходимости обеспечения стабильности и сохранения благоприятного инвестиционного климата в Российской Федерации, что применительно к Законопроекту выражается в следующих предложениях:

  • Предложенная Законопроектом инициатива обеспечения стабильности законодательного и налогового окружения реализации инвестиционных проектов, а равно установление принципа разрешения коллизий в инвестиционном законодательстве в пользу инвесторов и лиц, реализующих проекты, заслуживает безусловной поддержки.
  • В то же время предмет регулирования Законопроекта требует уточнения. Неясными остаются не только вопросы его отраслевой принадлежности, но и соотношение предлагаемого регулирования с действующими нормативными правовыми актами о порядке участия государства в инвестиционных проектах. Так, в рассмотренной экспертами «Инфраструктурного клуба» редакции Законопроекта существует риск распространения всех специальных условий получения мер государственной поддержки, предусмотренных для проектных режимов, на отношения сторон ГЧП-проектов.
  • Установление дополнительных критериев и требований к получателям мер государственной поддержки и субъектам государственных гарантий может быть признано обоснованным для выделения приоритетных направлений инвестиционной деятельности.
  • Однако исключение общих гарантий окупаемости инвестиций при реализации ГЧП-проектов требует тщательной оценки предлагаемых альтернатив в целях недопущения ухудшения положения инвесторов в связи с принятием Законопроекта.
  • Важным элементом обеспечения равного доступа к механизмам защиты инвестиций является установление прозрачной процедуры реализации Законопроекта, не допускающей административного усмотрения в выборе инвестиционных проектов/инвесторов для заключения соглашения о защите и поощрении капиталовложений, предоставления мер государственной поддержки.

В соответствующей части предлагаем рассмотреть возможность доработки проекта с учётом изложенных предложений и принципов взаимодействия с инвесторами. Особого внимания профессионального сообщества при этом требует обеспечение стабильности реализации концессионных и ГЧП-проектов.

В настоящее время гарантия окупаемости инвестиций в ГЧП-проектах при изменении законодательства распространяется на все проекты, вне зависимости от объёма инвестиций или уровня его реализации. Такой подход представляется необходимым для развития инструментов ГЧП. По этой причине необходима дифференциация регулирования в отношении инвестиционных проектов с государственным участием (ГЧП-проекты, СПИК и иные договорные формы) в качестве стороны соглашения и иной инвестиционной деятельности с применением стимулирующих мер государственной поддержки.

Такая дифференциация может быть обеспечена за счёт сохранения существующих гарантий окупаемости инвестиций в отраслевом законодательстве (Федеральном законе «О концессионных соглашениях» и Федеральном законе «О государственно-частном партнёрстве, муниципально-частном партнёрстве в Российской Федерации», а также возможности дополнительного включения предлагаемой Законопроектом стабилизационной оговорки в условия заключаемых концессионных соглашений или соглашений о ГЧП.

Реализованные проекты