Черти концессионных проектов

20 сентября 2019
Черти концессионных проектов  

Согласитесь, что сравнение в заголовке статьи концессионера с чёртом привлекает внимание.

Некоторое время назад состоялось заседание комиссии по ЖКХ, градостроительству и землепользованию Липецкого горсовета, на котором депутаты рассмотрели предложение мэрии со стороны ООО «Эвобиос Л» о заключении концессионного соглашения по реконструкции участка обезвоживания технологической схемы очистных сооружений в Липецке, а также по приему и переработке сырого и илового осадка сточных вод. Судя по этой статье потенциальному концессионеру прилично досталось. Мы не будем углубляться в ТЭО проекта, а поговорим про то, как популистская риторика и отсутствие финансовой грамотности уничтожают проекты, как достойные, так и не очень.

Одно из универсальных обвинений, звучащих в адрес концессионного проекта, формулируется в кратком тезисе «фирма однодневка». Что стоит за этим понятием?

  • Малый размер уставного капитала, обычно 10 тыс. руб.
  • Компания создана относительно недавно.
  • Компания не ведёт коммерческую деятельность и сдаёт нулевую отчётность.
  • Опыт и компетенции сотрудников компании неочевидны, отсутствуют «истории успеха».
  • Отсутствие интернет-представительства компании.

Это мы с вами знаем, что речь идёт о специальной проектной компании, созданной исключительно под задачи проекта, что есть требования законодательства и существуют принципы проектного финансирования. Но в условиях публичного выступления, рассчитанного на массовую аудиторию, эмоциональная подача примитивных тезисов о «фирме однодневке» будет звучать убедительнее сложных юридических формулировок.

Нужна системная разъяснительная работа, направленная на снятие страхов конечных пользователей объекта инфраструктуры и их представителей, а также на профилактику ИКР. На мой взгляд, подобная работа должна выполняться перед реализацией каждого проекта, в том числе публичной стороной. Необходимо, во-первых, создавать адекватные условия восприятия механизма ГЧП, во-вторых, формировать позитивный образ планируемого проекта. Создание благоприятного имиджа потенциального концессионера – задача самого концессионера.

Эффективны в данном случае открытые образовательные программы, спецпроекты в СМИ, авторитетные блоги/влоги и подкасты. В некоторых случаях хороши буклеты в формате «ГЧП для чайников». При выборе каналов коммуникации необходимо учитывать специфику целевых групп.

Сложность инвестиционных инструментов в условиях низкой финансовой грамотности создают проблемы зачастую полезным проектным инициативам. Перед невежеством все равны.

P.S.: Повышать грамотность нужно еще и журналистам, иначе некоторые так и будут сравнивать концессионера с Остапом Бендером и удивляться его появлению «как чёрту из табакерки» вместо того, чтобы представлять объективную картину реальности.

Управляющий партнер Стратегической группы «Гиперион»,
Координатор «Инфраструктурного клуба» (InfraClub)