Case study «Однажды в Новокузнецке. Проблемы и достижения транспортных реформ»

В ближайшее время в России планируется проведение масштабной программы модернизации городского пассажирского транспорта, что потребует существенного изменения документов комплексного развития территорий и реализации транспортных реформ. Подобные изменения затронут привычный образ жизни миллионов людей, что при плохо срежиссированной работе способно спровоцировать информационно-коммуникационные риски удивительных масштабов.

24 ноября 2020 года жители Новокузнецка и потерявшие работу водители маршрутных такси вышли на стихийный митинг из-за транспортной реформы.

Транспортная реформа в Новокузнецке началась 18 ноября. Планировалось обновить автобусный парк, поменять маршруты и способы оплаты проезда. В итоге всё свелось к тому, что частных перевозчиков запретили, а все маршруты отдали петербургской компании «Питеравто», которая выиграла тендеры на 20 млрд руб. Местные жители жалуются, что автобусов не хватает, интервалы слишком велики, а система оплаты проезда не работает. Некоторым приходилось около часа ждать нужный транспорт.

Водители из Новокузнецка отказались работать с «Питеравто», поэтому компании пришлось нанять сотрудников из других городов. Это вызвало дополнительные проблемы — они не знали, куда ехать. При этом при минимальной потребности в 400 водителей на работу приняли только 350 человек.

Транспортная реформа в Новокузнецке подверглась критике со всех сторон, бомбило у федеральных чиновников и экспертов, собственников и водителей маршрутных такси, местных жителей и общественных активистов. Каковы первые результаты транспортной реформы? Можно ли было избежать скандалов и транспортного коллапса? И какие рекомендации можно дать городским агломерациям, планирующим реализацию транспортных реформ?

Программа

Модератор – Артур Щеглов, управляющий партнёр Стратегической группы «Гиперион», координатор «Инфраструктурного клуба»

Блок 1 Какова реакция общественности на транспортную реформу г. Новокузнецка? С какими рисками сталкивается муниципальное образование, субъект РФ, перевозчики и население в процессе реализации документов транспортного планирования и перехода к новой системе управления общественным транспортом?

— Денис Новохацкий, руководитель проектного офиса по развитию общественного транспорта города Новокузнецка

— Алексей Радченко, блогер, урбанист

Блок 2 Каковы ожидания пользователей общественного транспорта от транспортных реформ? Готово ли население платить за дискомфорт? Стоит ли вовлекать население в процесс публичного обсуждения транспортной реформы?

— Андрей Стась, управляющий партнёр «Stas Marketing»

— Дмитрий Шабельников, независимый эксперт по PR и GR

Блок 3 Разработка документов транспортного планирования – окончание процесса или его начало? Какая концепция имеет наименьшие последствия: резкий единовременный переход «гром в раю» или постепенный продолжительный переход «крадущийся тигр, затаившийся дракон»?

— Андрей Шестопалов, вице-президент ОООР ГЭТ, Генеральный директор «Первая компания транспортной инфраструктуры»

— Александр Морозов, вице-президент Международной ассоциации предприятий городского электрического транспорта (МАП ГЭТ)

Блок 4 Инструкция по применению: как предотвратить транспортный коллапс при реализации транспортной реформы? Лучшие практики информационного сопровождения транспортных реформ.

— Владимир Швецов, генеральный директор, SIMETRA — Евгений Евсеев, директор Центра организации дорожного движения г. Екатеринбурга

Реализованные проекты