29 ноября 2019 состоялось главное итоговое событие года рынка инфраструктурных проектов и ГЧП. Организатором мероприятия выступило крупнейшее в России объединение участников рынка инфраструктурных проектов «Инфраструктурный клуб» и Стратегическая группа «Гиперион».
Суперсовременные клиники, хорошие дороги, новые аэропорты – без этого будет невозможно реализовать нацпроекты в регионах. Привлечение инвестора создаёт климат для укрепления социальной стабильности в обществе. Информационное сопровождение таких тем важно, потому что даёт стимул к активному вливанию бизнеса в партнёрство с государством – уверены организаторы мероприятия
Артур Щеглов, управляющий партнёр Cтратегической группы «Гиперион», координатор «Инфраструктурного клуба»: «Сегодня очень важно формировать чёткую позицию участников рынка инфраструктурных проектов для того, чтобы отстаивать свои точки зрения, продвигать нужные проектные и законодательные инициативы и, безусловно, делать правильные проекты, которые будут развивать инфраструктуру, которая так важна для страны и граждан».
Власть, бизнес и концессионеры обсудили привлекательность возможности долговременного размещения инвестиций под государственные гарантии. Минэкономразвития РФ определяет развитие государственно-частного партнёрства как стратегическое направление социально-экономического развития страны.
Горячей темой саммита оказалась дискуссия о возможном принятии закона «О соглашениях о защите и поощрении капиталовложений» (СЗПК).
Светлана Бик, председатель Экспертного совета по рынку долгосрочных инвестиций при Банке России, исполнительный директор НАКДИ: «Если проект закона «О защите и поощрении капиталовложений и развитии инвестиционной деятельности в РФ» будет принят в сегодняшней редакции, то именно социальная сфера и социальные концессии окажутся под максимальным ударом». Светлана Бик отметила, что нужно разделять концессии по объёмам — многочисленные микроконцессии создают неправильное восприятие рынка инвесторами, формируют судебные прецеденты и искажают представление власти и общества о реальном состоянии рынка в России.
Александр Долгов, партнёр, руководитель практики инфраструктуры и ГЧП международной юридической фирмы Squire Patton Boggs, прокомментировал ситуацию: «Есть специальное законодательство, это 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» и 224-ФЗ «О государственно-частном партнёрстве, муниципально-частном партнёрстве в Российской Федерации…». Эти законы уже подробно и детально регулируют конкурсные процедуры и представляют определённые механизмы защиты концессионеров и частных партнёров. Если что-то и надо делать, то совершенствовать эти законы. Рынок формировался много лет, законодательство формировалось в тесном взаимодействии экспертного сообщества и законодателей, учитывались мнения участников рынка. Минэкономразвития России сформировал законопроект, который отражает чаяния и доработки, которые участники хотели бы видеть в текущем законодательстве. Законопроект о СЗПК полностью выбивается из концепции законодательства о концессиях. Поэтому ни мы, ни другие участники рынка, которые высказывали сегодня свои мнения, к сожалению, поддержать его не можем. Мы считаем, что концессии и ГЧП необходимо исключить из сферы регулирования законопроекта о СЗПК».
Руководитель lnfraONE Research Александра Галактионова оценила общее состояние отрасли в 2019 году, отметив, «что уровень развития инфраструктуры в стране в целом падает: индекс развития инфраструктуры, рассчитываемый lnfraONE Research, демонстрирует снижение всех средних значений в 2019 году. Это объясняется тем, что в регионах в настоящее время практически не ведётся нового строительства, его объёмы недостаточны для поддержания стабильного состояния инфраструктуры. Среди наиболее значимых проектов – создание производственно-логистического комплекса (ПЛК) вооружённых сил России на территории Приморского края на основе концессионного соглашения с ООО «ПЛК-Владивосток», новая трамвайная концессия в Санкт-Петербурге между Правительством Санкт-Петербурга и ООО «БалтНедвижСервис» о создании и эксплуатации трамвайной сети по маршруту «станция метро «Купчино» – пос. Шушары – Славянка» на территории Санкт-Петербурга.
Председатель Совета директоров lnfraКAP Александр Баженов: «Сильно увеличивается разнообразие тем, которые охватываются концессиями и ГЧП, формируются новые механизмы. Конечно, существует большое торможение, вызванное тем, что государство само по себе ещё не создало дополнительных механизмов – экосистемы, в которой ГЧП и концессии использовали бы сознательно. Но мы видим успешные примеры частных инициатив на региональном и муниципальном уровнях. К сожалению, масштаб проектов зависит не только от инициаторов».
lnfraКAP в этом году сам выступал инициатором строительства «Обхода города Тольятти» и моста через Волгу. По масштабу – это второй проект после крымского моста. Стоимость проекта оценивается в 121 млрд рублей. Участниками хозяйственного партнёрства ООО «ИнфраКАП» — 75 процентов, остальные 25 приходятся на долю ООО «Автодор платные дороги». Александр Баженов отметил, что во время работы над проектом существующий законодательный базис был оптимальным для реализации проекта. «Этот проект является витриной успеха, это пример того, что заложенные в законодательстве нормативные механизмы работают».
В системе ГЧП между государством и частным инвестором всегда есть место для банка. Исполнительный директор Управления инфраструктурного финансирования ПАО Сбербанк Анна Багинская отметила, что к концу 2019 года Сбербанк ожидает переступить черту в 100 концессионных проектов в рамках коробочных решений банка. 50% из них – это проекты в сфере ЖКХ, оставшиеся 50% — социальные проекты. До конца года также планируется рассказать рынку о первых проектах в сфере ТКО на основе коробочных решений Сбербанка. В основе коробочного решения — сбалансированная для всех участников модель распределения рисков, которая позволяет банку не выдвигать дополнительных требований к концессионеру в части имущественного обеспечения. Кроме того, растёт интерес участников рынка к появлению коробочных решений в других сферах.
Заместитель начальника департамента инфраструктурных проектов и ГЧП Газпромбанка Елена Бардашева отметила, что «в начале формирования рынка концессионных проектов в России наблюдалась своеобразная конкуренция публичных партнёров за инвесторов, предлагались более комфортные условия, нежели сейчас. Однако со временем по ряду экономических и политических причин крупные инвесторы ушли с рынка, начался период, когда банки задавали тон и участвовали в крупных проектах. В настоящее время появились российские инвесторы, которые стали понимать, как устроено ГЧП, стали делать самостоятельно многие интересные проекты, российский рынок «поумнел»». Также из трендов последнего времени Елена Бардашева отметила факт преимущественного числа частных инициатив: в 2019 году объявленных частных инициатив в разы больше, нежели конкурсов.
Подробнее на официальной странице www.infrasummit.ru