Сегодня в рубрике #ИнфраЦифра расскажем о внутренних водных путях России, об основных показателях, динамике развития и планах на будущее системы речных портов.
🚢 117 речных портов, по данным Росморречфлота, функционируют сегодня на территории России. Более 200 организаций осуществляют перевалку грузов на российских внутренних водных путях. Около 102 000 км – общая протяжённость внутренних водных путей, по которым осуществляется перевозка грузов и пассажиров в стране. 370 км из них являются внутренними водными путями регионального значения, а остальные – федерального. Внутренние водные пути федерального значения обслуживаются за счёт средств федерального бюджета, а региональные содержатся за счёт средств субъектов, в которых они расположены.
🌊 Почти 51 000 км составляет протяжённость внутренних водных путей с гарантированными габаритами судовых ходов. В регионах, где проходят внутренние водные пути, создаётся 90% ВВП и проживает 80% населения страны. При этом 78% водных путей остаются для доставки грузов и перевозки пассажиров безальтернативными. Внутренние водные пути располагаются в европейской части России и образуют Единую глубоководную систему, которая связывает Белое, Балтийское, Каспийское, Азовское и Чёрное моря. Её общая протяжённость составляет около 6 500 км. Порядка 90 млн тонн достигла перевозка грузов на внутренних водных путях в навигацию 2024 года, что на 10% превышает показатель прошлого года.
✍️ В ноябре 2023 года Владимир Путин подписал закон, упрощающий приватизацию объектов речных портов. Согласно закону, начальная цена продажи объекта речного порта в ненадлежащем состоянии составит 1 рубль. Критерии отнесения портов к невостребованным объектам, находящимся в неудовлетворительном состоянии, устанавливаются правительством РФ. Новый закон направлен на привлечение частных инвестиций в развитие инфраструктуры речных портов, на их строительство и модернизацию.
🧮 По словам Виталия Савельева, дефицит средств федерального бюджета на содержание внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений на период с 2024 по 2026 годы составляет 30,9 млрд рублей. При нормативном содержании в полном объёме до 2035 года планируется устранить протяжённость лимитирующих участков на более чем 10 300 км, увеличить пропускную способность почти на 9,5 млн тонн и обеспечить гарантированные глубины, в том числе для прохода судов с осадкой 3,6 м.
🏗 Основными мероприятиями федеральной программы развития внутренних водных путей являются строительство Багаевского гидроузла на реке Дон, реконструкция шлюзов Городецкого гидроузла в Нижнем Новгороде, комплексный проект реконструкции инфраструктуры «Канала имени Москвы» и проект реконструкции гидротехнических сооружений на реке Волга. Финансирование проектов развития внутренних водных путей в 2025-2030 годах из средств федерального бюджета оценивается в 162,3 млрд рублей.
📊 Росморречфлот ожидает рост грузооборота к 2027 году на 20% – 151,1 млн тонн по сравнению с 125,9 млн тонн в 2023 году. Для достижения этих показателей в том числе должна развиваться портовая инфраструктура. Планируется создание складской инфраструктуры, подведение автомобильных дорог и железнодорожных путей. Одним из таких проектов станет строительство нескольких крупных транспортно-логистических хабов РЖД, среди которых транспортно-логистический центр в Кемерове и создание крупного терминала на юге Подмосковья.
⛴ Новые порты будут включены в перечень мультимодальных логистических центров России. По словам заместителя руководителя Росморречфлота, к 2027 году планируется сформировать 6 мультимодальных логистических центров, которые будут созданы на базе речных портов и свяжут центральные регионы с морскими портами: в Омске, Джалинде и Благовещенске (Амурская область), Саратове, Свияжске (Татарстан) и Самаре.